Журнал: Voice Mag 02 (October 2003)
Интервью: Reiko Arakawa
Перевод с японского: Hotaru Filth
Описание: Интервью Мако-сама о лирике deadman, о религии и о том, что для него значит пение.
Mako: Давать словесную форму тому, что не могу воплотить в собственной жизни. Обычно я не пытаюсь выставлять чувства напоказ... Да и тяжело мне выражать словами то, о чем думаю. Но эти потуги и есть песни.
- Когда Вы начали петь?
Mako: Довольно давно. Но, бывало, что и забрасывал это дело.
-Вам нравится выступать перед людьми?
Mako: Нет. Я замкнутый человек.
- Так что же послужило толчком? Когда Вы подумали, что можно было бы выражать свои мысли в песнях.
Mako: Ответа у меня нет. У кого ни спроси — получишь лишь неоднозначное мнение. У меня есть разного рода сомнения, но я думаю, что единственный способ найти на них ответ — озвучить их. Узнать, что об этом думают другие люди. С такой целью... Мне просто интересно, что об этом думают слушатели. И я рад, если они задумываются об этом для меня.
- Но в итоге ответа так и нет?
Mako: Я хочу раздумывать над ним, двигаться в его направлении. Быть может, ответ появится, быть может и нет, но если есть люди, которые этот ответ знают, то я хотел бы попробовать спросить.
- И этот ответ должен быть конкретным?
Mako: Конечно же, нельзя быть уверенным, правильно что-то или нет. Просто ответ, в который я буду верить.
- Вы уже получали ответы на то, о чем пели?
Mako: Хмм... От времени и ситуации зависит. Бывает, что у меня есть ответ, но мне всё же интересно, что о нем думают другие люди, и я продолжаю озвучивать его в песнях. Есть и вещи, на которые ответы я пока не нашел.
- То есть, пение для вас — поиск ответов и убежденности в них? А менялись ли темы, которые Вы изображаете в текстах?
Mako: Скорее нет. Мне хотелось бы верить в надежду, в положительный исход, но мы ведь не знаем, что в итоге получится. Чудеса не случаются. Но я всё равно пишу с верой в надежду, будь это даже что-то, что не может произойти в реальности, что-то совсем невозможное.
- То есть, надежда всё же присутствует в Вашей лирике, где ее, казалось бы, нет?
Mako: Я всего лишь хочу в нее верить. Что случится, то случится. Так ведь в действительности бывает? Или: «Эх, я так старался, а ничего не вышло»... В такой ситуации мне не хотелось бы злоупотреблять, полагаясь на Бога. Чудо не обязано происходить лишь потому, что я что-то якобы сделал. Лишь потому, что я мыслю позитивно и рисую хороший конец... «Я ведь старался... Я ведь полюбил этого человека, так что он должен полюбить меня в ответ». Нет. Даже если я люблю человека, а он меня нет, я хочу продолжать двигаться к цели не смотря ни на что. Я должен. Такова ведь действительность?
- Наверняка что-то изменилось со времен kein [в лирике]? Или Вы не хотите что-либо менять?
Mako: Ничего не изменилось. Даже если произойдет самое ужасное из всего возможного, мне хотелось бы сохранять надежду. Всегда пишу с этим чувством.
- Но ведь не хотелось бы думать о самом ужасном.
Mako: Не хотелось бы, но если такое вдруг произойдет? Что тогда?
- Даже живя обычной жизнью, Вы всегда думаете о плохом исходе?
Mako: Хмм... О том, что может произойти? Вам не хотелось бы думать о самом плохом, да?
- Конечно не хотелось бы! (смеется)
Mako: Но если такое случается, остается только принять... Так я думаю.
- Разве Вы не пытаетесь что-то изменить, пока до "самого плохого" не дошло?
Mako: Да. Это надежда и есть. В такой ситуации возникает вопрос, меняетесь вы или нет? Сможете ли вы и дальше любить себя таким, каким любили до этого? На этом всё фокусируется.
- В каком-то смысле, Вы человек, который тщательно прощупывает почву? Как мне кажется.
Mako: Кто, я?
- Ну, есть люди, которые этого не делают.
Mako: Но бывает, что и я не прощупываю. Словно слепну. И верю тому, кому не следует.
- Но это не Ваша ошибка. Вы ведь можете уловить, какой это человек.
Mako: Возможно... «Что я чувствую?» Пусть я не христианин, но я всё равно не хочу поддавать людей сомнению.
- О? Тогда это совсем противоположно прощупыванию почвы.
Mako: Я не хочу так необоснованно отворачиваться от людей. Иисус учил любить ближних своих, и я переживаю, если не могу.
- Вы довольно религиозны?
Mako: Довольно.
- Но ни к какой конкретной религии не привязаны?
Mako: Да. Ни к какой религии себя не отношу. Разве мы все не на одной Земле живем? Зачем всё делить на буддизм, христианство...?
- Потому что существует Бог, общий для всех?
Mako: Возможно. Но я совсем не это имею в виду.
- Вы хотите сказать, что в Вас живет Бог, но это ни одна из религий?
Mako: Нет. Нужно просто стремиться к совершенствованию себя в этой жизни. Он ведь может мыслить безупречно. Бог, то бишь.
- Но это не Иисус и не Будда?
Mako: Да. Это не означает, что я их отрицаю. Если ты не относишь себя к конкретной религии, то ты и не верующий? Если ты просто живешь своей жизнью, то ты не верующий? Жизнь — это уже вера.
- Имеете в виду, эту жизнь нам дают?
Mako: Так я думаю.
- Некоторые считают жизнь испытанием.
Mako: … Что-то разговор в странную степь зашел.
- Всё в порядке. Но я уже тоже думаю, как бы всё разрулить. (смеется)
Mako: В религии нормально искать у Бога спасения. Только я этого не делаю.
- Бог есть, но просить его о чем-то Вы не хотите?
Mako: Не хочу. Я наоборот думаю, что люди должны что-то делать, а не просить. Бог не станет исполнять вашу просьбу лишь потому, что вы попросите.
- Я слышала, некоторые люди, когда ходят в храм, не просят Бога о помощи, а дают обещание. Нельзя просто просить.
Mako: Я этого не делаю. Я лишь благодарю и возвращаюсь.
- Многие люди корыстны, просят о том и этом...
Mako: Я когда-то читал в одной книге, что люди не признают существования Бога, пока сами им не станут. Не смогут понять его, пока не взойдут до его уровня.
- Что-то разговор совсем уж сложным стал.
Mako: Лучше быть на одной волне.
- Вы к этому стремитесь?
Mako: А люди не к этому стремятся?
- Что?.. Не к этому.
Mako: Ну, разве люди не пытаются ладить между собой? Возвращаясь к тому разговору, под этим я и понимаю идеальное существование.
- Ах, Вы об этом. [Аракава, похоже, имела в виду, стремится ли Мако-сама стать богом. Я было и сама нить потеряла. - Прим. пер.] Но, говоря о Боге, его образу поклоняются. Стремятся ведь не к этому, а просто хотят стать совершенными людьми?
Mako: Именно, совершенными людьми. Когда мы это поймем, не будет и войн.
- Бывает такое, что Вы пишете лирику, думая о слушателях?
Mako: Скорее, я сам и слушатель, и повествователь. Всё совмещается, думаю... Я могу верить в свой ответ, но могу и ошибаться. И тогда я хотел бы узнать ответы других людей. Мои мысли ведь тоже эволюционируют.
- А есть песни, чувства при исполнении которых разнились при написании и при исполнении на сцене?
Mako: (задумался) Я сейчас думаю... Есть песни, которые я перестал исполнять.
- Стараетесь не исполнять?
Mako: Случайно так получилось, что перестал.
- Эти песни несут в себе особый смысл?
Mako: Да. Ответ не появится лишь потому, что я исполню песню достаточное количество раз. И это мой ответ, а не слушателя... На самом деле, я, бывает, просто начинаю думать, что ту или иную лирику лучше подносить не так. Но и изменять что-то необходимости не вижу. Хотя это не относится к «Oboreru Sakana» (смеется) [Текст «Oboreru Sakana» поддавался существенным изменениям. Очевидно, Мако-сама это и имел в виду. - Прим. пер.]
- Говоря проще, есть песни, к которым Ваше отношение изменилось?
Mako: Да. Но это нормально. Лирика — это история. Раньше я думал так-то, сейчас — иначе. Такое случается.
- В то время как панки, например, в агрессивной форме выражают свой протест обществу, Вы заняты поиском ответов?
Mako: Ищу ответы, да. В том числе у слушателей. Мне интересно, что они чувствуют.
- И впредь так будет?
Mako: Да. Когда я, казалось бы, подхожу к развязке, то запутываюсь еще больше. В этих ответах. Дохожу до такой стадии, где мне уже никто не сможет подсказать, и остается лишь разбираться во всём самому. А когда разберусь — остается лишь поверить в это. Даже президент Буш говорил, что это самый верный способ, если не ошибаюсь. Да и японские политики наверняка так думают, только спровоцировав прения нужно не людей винить и вредить еще больше, а думать, как эту проблему разрешить.
- Эмм... Что-то снова беседа как-то сложно повернулась. Если свести всё к основам, то есть позитивные и негативные моменты, которые тяжело распознать. И что тогда?
Mako: Когда ситуация ухудшается, я думаю лишь о том, что дальше, а не о том, что всё плохо. Мысли могут увести меня в негативном направлении, но всё к этому не сводится.
- Говоря проще, когда Вы смотрите на воду в чашке, то думаете: «Осталась всего половина» или «Еще есть целая половина»?
Mako: Вижу плоскую поверхность.
- Ну ладно. Предположим, есть вокалисты, которые хотят быть всемирно любимыми и поют песни о любви. А какой тип Вы?
Mako: Эмм... Быть любимыми? Но я ведь не только хорошее показываю...
- Стремитесь к идеалу, но чувствуете несовершенство?
Mako: Даже не знаю, что на это ответить. Я ведь вовсе не пытаюсь быть любимым.
- Как так...?
Mako: Мои песни могут называть нереалистичными, но пою я лишь о реальных вещах. Я, быть может, подаю их в вымышленной форме, но всё, что я говорю — реальность. Изображаю ситуацию в виде истории, но в основе ее — действительность.
- Абсолютный реалист? В основе лирики — реальные вещи, которые Вы показываете через сюр, из-за чего всё можно воспринять наоборот. Как думаете, в Вас что-то поменять за всё то время, что Вы поете?
Mako: Что-то поменялось. А кое-что я наоборот изменить не могу.
- Вы что-то хотите изменить?
Mako: Да.
- «Да» (смеется) Так есть такое?
Mako: Есть. Но если это измениться, то, чувствую, меня здесь не будет. Отправлюсь в вольное странствие. (смеется)
- Достигнете просветления и станете менестрелем? (смеется) Если сейчас представить, что все Ваши ответы нашлись, то что дальше?
Mako: Все они не найдутся. А если найдутся, то петь я, скорее всего, больше не смогу. Именно потому, что ответы не находятся, слушатели и чувствуют то же, что и я. Достаточно просто понимать то, о чем говорится здесь и сейчас... Вот и всё.